Информация о реализуемых дополнительных образовательных программах спортивной подготовки по видам спорта
1. Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта "Дзюдо".
Ссылка /Programs/dzjudo.pdf
2. Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта "Самбо".
Ссылка /Programs/programma_sambo.pdf
3. Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта "Лыжные гонки".
Ссылка /Programs/programma_lyzhnye_gonki.pdf
4. Дополнительная образовательная программа по виду спорта "Волейбол".
Ссылка /Programs/programma_sportivnoj_podgotovki_volejbol.pdf
5. Дополнительная образовательная программа по виду спорта "Настольный теннис".
Ссылка /Programs/merged-pdf.io-16-pdf.io-.pdf
6. Дополнительная образовательная программа по виду спорта "Футбол".
Ссылка /dopolnitelnaja_obrazovatelnaja_programma_sportivno.pdf
Описание и аннотации дополнительных образовательных программ спортивной подготовки по видам спорта
1. Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта «футбол» (далее - Программа) составлена в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О физической культуре в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-ФЗ; Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; Приказом Министерства спорта Российской Федерации «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «футбол» от 16.11.2022 № 1000; примерной дополнительной образовательной программой спортивной подготовки по виду спорта «футбол», приказ Министерства спорта Российской Федерации от 14.12.2022 № 1230.
Программа разработана специалистами в области физической культуры и спорта, тренерами-преподавателями отделения футбола. Программа рассчитана на 5 лет обучения.
Программа включает в себя следующие разделы:
- Общие положения (предназначение, цель Программы);
- Характеристика дополнительной образовательной программы спортивной подготовки (сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы лиц, проходящих спортивную подготовку, количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки; объем Программы; виды (формы) обучения, применяющиеся при реализации Программы; годовой учебно-тренировочный план; календарный план воспитательной работы; план мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним; планы инструкторской и судейской практики; планы медицинских, медико-биологических мероприятий и применения восстановительных средств);
- Система контроля (требования к результатам прохождения Программы по этапам; оценка результатов освоения Программы; контрольные и контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам спортивной подготовки);
- Рабочая программа по виду спорта (программный материал для учебно-тренировочных занятий по этапам спортивной подготовки); учебно-тематический план);
- Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам;
- Условия реализации Программы (материально-технические условия реализации Программы; кадровые условия реализации Программы; информационно-методические условия реализации Программы).
В рабочей программе учебный материал представлен в разделах, отражающих следующие виды подготовки по виду спорта «футбол»:
- учебно-тренировочные занятия (групповые, индивидуальные и смешанные), включающие подготовительную, основную и заключительную части;
- учебно-тренировочные мероприятия;
- теоретическая подготовка;
- спортивные соревнования;
- контрольные мероприятия;
- инструкторская и судейская практика;
- самостоятельная подготовка по индивидуальным планам;
- медицинские, медико-биологические, восстановительные мероприятия.
Материал Программы представлен в разделах, отражающих тот или иной вид подготовки по виду спорта «футбол»: общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка, участие в спортивных соревнованиях, техническая подготовка, тактическая подготовка, теоретическая подготовка, психологическая подготовка, контрольные мероприятия (тестирование и контроль), инструкторская и судейская практика. Представлены разделы, в которых раскрывается содержание восстановительных мероприятий, проводимых в СШ в обязательном порядке, в пределах объема часов, в зависимости от этапа спортивной подготовки, перечень основных мероприятий по антидопинговой работе, требования к участию в спортивных соревнованиях лиц, проходящих спортивную подготовку, а также контрольные и переводные нормативы на каждом из этапов спортивной подготовки.
Для оценки уровня освоения Программы проводится промежуточная (ежегодно, после каждого этапа (периода) обучения) аттестация обучающихся. Контроль общей и специальной физической, технической подготовки осуществляется в форме тестирования по видам спортивной подготовки, также учитывается уровень спортивной квалификации обучающихся по годам и этапам спортивной подготовки, участие и результаты соревнований.
2. Дополнительная образовательная программа по виду спорта "Волейбол" составлена на основе нормативных документов, регламентирующих работу школы по подготовке учащихся к соревнованиям, а также стремлению учащихся к овладению правил спортивной игры в волейбол и физическому совершенствованию через здоровый образ жизни.
Направленность: физкультурно-спортивная.
Уровень освоения: общекультурный.
Актуальность: потребностям современных детей и их родителей - это решение проблемы занятости в свободное и каникулярное время, и эффективное решение актуальных проблем для укрепления здоровья и повышения работоспособности организма в соответствии социальному заказу общества.
Педагогическая целесообразность: совершенствовать умения и навыки и популяризации спортивной игры, для привлечения учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Волейбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц. Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мыши. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных спортсменов. Обучение содержанию программного материала построено на основе общих методических положений:
- от простого к сложному,
- от частного к общему,
- с использованием технологий личностно - ориентированного подхода в обучении.
Развитие двигательных качеств на всех этапах подготовки проходит в соответствии с сенситивными возрастными периодами.
Целью программы «Волейбол» является формирование интереса и потребности школьников к занятиям физической культурой и спортом, популяризация игры в волейбол среди учащихся школы, пропаганда здорового образа жизни. Задачи:
Обучающие: обучение и совершенствование технических и тактических действиям спортивной игры.
Развивающие: развитие специальных, физических и волевых качеств, укрепление здоровья и повышение работоспособности организма.
Воспитательные: воспитание силы воли, мужества, стойкости, а также чувства патриотизма, товарищества, дружбы и гордости за высокие достижения российских спортсменов.
Отличительные особенности данной программы:
При достаточно ограниченном выборе учащихся тренер-преподаватель зачисляет в группы начальной подготовки всех желающих заниматься волейболом. Поэтому главным направлением учебно-тренировочного процесса является:
1. Создание условий для развития личности юных волейболистов.
2. Укрепление здоровья обучающихся, соблюдение требований личной и общественной гигиены, организация врачебного контроля.
3. Воспитание морально-волевых качеств, дисциплинированности и ответственности юных волейболистов.
4. Формирование знаний, умений и навыков по волейболу.
5. Привитие любви к систематическим занятиям спортом.
6. Достижение оптимального для данного этапа уровня технической и тактической подготовленности юных волейболистов.
Сроки реализации программы
Программа курса волейбол рассчитана на пять лет. Занятия проходят 3 раза в неделю по 2 часа. Включает в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики игры в волейбол. В практической части углублено изучаются технические приемы и тактические комбинации. В занятиях с учащимися целесообразно акцентировать внимание на комбинированные упражнения, технику передач и учебно-тренировочные игры. Форма реализации программы – очная.
Условия приема детей на отделение "Волейбол": принимаются все желающие, допущенные по состоянию здоровья врачом.
Состояние здоровья: отсутствие медицинских противопоказаний.
Возраст учащихся: 9-16 лет.
Формы занятий:
- Групповые, теоретические и практические занятия,
- Соревнования различного уровня (тренировочные, школьные, районные),
- Подвижные игры,
- Эстафеты,
- Квалификационные испытания.
Определяющей формой организации образовательного процесса по данной программе является секционные, практические занятия и соревнования по волейболу. Главная задача тренера-преподавателя дать учащимся основы владения мячом, тактики и техники.
Дополнительная образовательная программа по виду спорта "Лыжные гонки" предназначена для стандартизации учебно-тренировочной и соревновательной деятельности лиц, проходящих спортивную подготовку и оказания методической помощи тренерам-преподавателям, работающим с юными лыжниками.
Программа спортивной подготовки дополнительного образования рассчитана на 52 недели учебно-тренировочных занятий в году, 46 недель учебно-тренировочных занятий непосредственно в условиях спортивной школы и 6 недель в условиях спортивно-оздоровительного лагеря или занятий по индивидуальному плану.
Программа разработана для групп начальной подготовки (НП), групп учебно-тренировочного этапа (этапа спортивной специализации) (УТЭ).
Программа предусматривают поэтапное освоение программного материала:
- этап начальной подготовки - 3 года;
- тренировочный этап (период базовой подготовки) – 2 года;
- тренировочный этап (период спортивной специализации) - 3 года.
Минимальный возраст зачисления 9 лет.
Прием на обучение по дополнительной предпрофессиональной программе по лыжным гонкам ведется на основании результатов индивидуального отбора лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы способности в области физической культуры и спорта и при наличии медицинского заключения о допуске поступающего для занятий физической культурой и спортом.
Краткая аннотация программы:
Дополнительная образовательная программа по спортивной подготовке по виду спорта «Лыжные гонки» ориентирована на обучающихся от 9-18 лет и реализуется на основе следующих документов:
- Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-ФЗ;
- Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «лыжные гонки» (приказ Минспорта России от 17 сентября 2022 г. № 733);
- Устава и нормативных актов МБУ ДО «Няндомская СШ».
Программа содержит нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивной школы и основополагающие принципы подготовки юных спортсменов.
Актуальность программы заключается в том, что она направлена не только на получение детьми образовательных знаний, умений и навыков по лыжным гонкам, но и на организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, удовлетворение потребности детей в активных формах познавательной деятельности и двигательной активности.
Цель: мотивация обучающихся на физическое воспитание, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья.
Задачами реализации Программы являются:
- формирование и развитие творческих и спортивных особенностей удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном нравственном совершенствовании;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья занимающихся;
- формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;
- выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте. Программа направлена:
- на отбор одаренных детей;
- на формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, в том числе в избранном виде спорта;
- на обучение на этапах по программам спортивной подготовки дополнительного образования;
- на получение спортсменами знаний в области лыжных гонок;
- на ознакомление спортсменов с принципами здорового образа жизни, основами гигиены, принципами честной борьбы.
Формы проведения занятий:
- групповые и индивидуальные учебно-тренировочные занятия и теоретические занятия;
- работа по индивидуальным планам;
- учебно-тренировочные сборы;
- участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях;
- инструкторская и судейская практика;
- медико-восстановительные мероприятия;
- тестирование и контроль.
Результатом реализации Программы является:
- сохранность контингента;
- рост уровня развития физических качеств;
- освоение основных приёмов и навыков передвижений на лыжах;
- приобретение теоретических знаний, как основ здорового образа жизни.
Основные показатели выполнения программных требований
Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
Обучающийся будет знать:
1. Исторические сведения о возникновении лыжных гонок в России и мире, правила
соревнований.
2. Правила поведения и требования техники безопасности на занятиях.
3. О гигиене, режиме дня, самоконтроле спортсмена.
4. Влияние физической нагрузки на организм.
Обучающийся будет уметь:
1. Владеть основами техники передвижения на лыжах.
2. Правильно выполнять комплексы упражнений на развитие физических качеств.
3. Взаимодействовать со сверстниками в процессе занятий.
По окончании обучения обучающиеся будут:
знать: правила поведения и техники безопасности на занятиях по лыжным гонкам; правила личной гигиены; влияние физических упражнений на организм человека, историю развития лыжного спорта; основы техники лыжных ходов; общую схему выполнения классических и коньковых способов передвижения на лыжах; комплексы специальных упражнений на лыжах и лыжах-роллерах для развития силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса; основы техники лыжных ходов; правила поведения на соревнованиях по лыжным гонкам.
уметь: показывать комплексы физических упражнений и на развитие быстроты, общей и скоростной выносливости, гибкости, координации движений, силы; владеть элементами классических лыжных ходов; применять основные элементы конькового хода; владеть техникой спуска со склонов и техникой подъемов; взаимодействовать со сверстниками в процессе занятий.
Способы определения результативности:
· выполнение контрольных нормативов;
· участие в соревнованиях.
Формы подведения итогов реализации программы – контрольные испытания:
· освоение теоретической подготовки: викторины, анкеты, тесты;
· физическая и тактическая подготовка: уровень общей физической подготовленности определяется при выполнении контрольных нормативов по ОФП, проводимых в начале и конце учебного года; участие в соревнованиях внутришкольного, муниципального и областного уровня.
Для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы используются: спортивный зал размером 12х24, беговые дорожки, лыжная трасса.
Спортивный инвентарь и оборудование:
1 Мячи футбольные
2 Мячи баскетбольные
3 Мячи волейбольные
4 Эспандеры
5 Скакалки
6 Скамейки
7 Маты гимнастические
8 Конусы
9 Стенка шведская
10 Турник
11 Ворота футбольные
12.Секундомер
13 Брусья гимнастические
14 Лыжи
15 Лыжные палки
16 Лыжные ботинки
17 Лыжероллеры
Инвентарь соответствует современным требованиям и обеспечивает достижение планируемых результатов.
Кадровое обеспечение: Педагогическая деятельность осуществляется тренером-преподавателем, имеющим высшее образование.
Годовые учебные планы на 2020 - 2021 учебный год
2. Годовые учебные планы отделения лыжные гонки на 2020 - 2021 учебный год - тренер Гедин Н. Б.
3. Годовые учебные планы отделения дзюдо на 2020 - 2021 учебный год - тренер Соловьев В. В.